Воспитательное пространство гимназии как значимый компонент муниципальной воспитательной системы

Автор – директор МОУ “Рыбницкая русская гимназия № 1” Р.Л. Ганзелюк

Многие ученые и педагоги практики прошлого и современности (Е.В. Бондаревская, Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов, В.А. Караковский, Л. Кольберг, В.О. Кутьев, Н.Д. Никандров, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А. Сластенин, В. А. Сухомлинский, Р. Штейнер и др.) пришли к выводу, что воспитание особая сфера и не может рассматриваться в качестве дополнения к обучению и образованию. Задачи обучения не могут быть эффективно решены без выхода в сферу воспитания. А повышение эффективности воспитательной работы они связывают с созданием воспитательных систем различного уровня. В условиях ограниченных финансовых возможностей, разобщенности воспитательных ценностей различных социальных институтов муниципальная система образования на основе сопряженного социально-педагогического и социально-экономического анализа регионального образовательного пространств должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов – человеческих, информационных, материальных, финансовых. Следовательно, возникает необходимость разработать концептуальные основы проектирования муниципальной образовательной системы города и района.

Воспитательная система г. Рыбницы и Рыбницкого района определяется нами с позиций целостности муниципального образовательного пространства. Целостность образовательного и воспитательного пространства обеспечивается реализацией основных принципов образовательной политики:
– направленность на воспитание человека культуры, гражданина и нравственной личности;
– гуманистический характер образования и воспитания, приоритет ценностей здоровья, жизни, прав и свобод личности;
– единство культурного, образовательного и воспитательного пространства как среды жизнедеятельности ребенка;
– личностно-ориентированный тип образования и воспитания, адаптивность системы образования и воспитания к запросам и возможностям детей.
Целью моделирования МВС является создание условий и технологий интеграции личности в культуру посредством образования, а также определение способов поддержки, развитие Человека в человеке, формирование в нем качеств самоактуализации и самореализации в поликультурном обществе. В качестве цели воспитания «идеальной формы» мы определяем образ человека культуры, гражданина, нравственной личности [1]. Образованность и воспитанность сочетаются с креативностью и индивидуальной самобытностью. Это свободная, гуманная, духовная личность, способная к творческой самореализации в мире культурных ценностей, нравственной саморегуляции и адаптации в изменяющейся социокультурной среде. Обеспечение таких условий каждой организацией образования мы видим через реализацию социально-ориентированных проектов- моделей учреждений образования. Создание воспитательного пространства города и района не только не снимает со школы ответственности за воспитание личности, а наоборот, её роль в этом процессе неизмеримо повышается.
На основе концептуальных идей воспитания в поликультурном образовательном пространстве региона в каждом образовательном учреждении разработана и реализуется программа воспитания – социокультурный проект с учетом своеобразия развития каждой школы, каждого дошкольного учреждения. В этом контексте нам близка позиция высказанная В.П. Борисенковым о том, что инновационные педагогические проекты должны разрабатываться вместе с моделью их практической реализации, а также то, что проблема внедрения разработок академических коллективов может быть успешно решена только при условии тесного взаимодействия ученых и органов управления образования [2]. Такую поддержку мы нашли как в Министерстве просвещения ПМР, так и в тесном сотрудничестве с Приднестровским научно-образовательным центром ЮО РАО (директор, д.п.н., чл.-корр. РАО О.В. Гукаленко) [3].
В этих условиях задача районного уровня управления состоит в определении тех стратегических направлений воспитания, которые должны быть представлены в районе в целом. Необходимо отслеживать, чтобы содержание воспитательной деятельности соответствовало правовым нормам и педагогической культуре. А право выбирать воспитательную модель надо оставить за школой, учителем. Стратегией деятельности УНО является поддержка многообразия социокультурных воспитательных моделей, потому что только многообразие образовательных проектов может удовлетворить, обеспечить выбор, самореализацию[6].
В этой связи, образовательное учреждение рассматривается нами как локальное социальное образование, являющееся модулем целостного поликультурного воспитательного пространства, и это не просто институт формирования знаний, умений, навыков и организации воспитательного влияния педагогов на учеников, а пространство их совместной деятельности, в которой осуществляется соединение общекультурного, социального, собственно образовательного и личностного начал[4].
В контексте данного исследования представим модель -«Школы гуманитарной культуры» (гимназия №1 г. Рыбница), реализация проекта рассчитана на период с 2003-2007гг.[5]
Создание концепции и программы развития личностно-ориентированного воспитания на примере гимназии №1 г. Рыбница является попыткой определить перспективы эффективного планирования, оптимального функционирования образовательного учреждения как целостной педагогической системы, развитие которой зависит от разнообразных форм совместной деятельности учеников и педагогов, внедрения новых образовательных и воспитательных технологий, экспериментальной и исследовательской работы педагогического коллектива.
В инновационной работе гимназии особая роль отводится психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению (ПП и МСС), которое выступает как условие адаптации ребенка в обществе, как средство удовлетворения образовательных, ценностных, социокультурных потребностей личности учащихся. Именно целостная система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения выполняет гуманитарную функцию образования – функцию поддержки, защиты и творческого развития школьников.
Реалии современного образовательного учреждения общеизвестны – снижение показателей психосоматического здоровья детей. Снижение мотиваций. В основу модели положены три основных принципа:
– обеспечение комплексного характера психолого-педагогических воздействий, что позволяет учитывать все уровни жизнедеятельности ребенка: витальный, уровень предметной и познавательной деятельности, уровень социальных взаимодействий и общения, а также уровень его самосознания;
– рассмотрение взаимодействий и взаимоотношений детей, родителей и учителей с точки зрения единой, целостной и взаимосвязанной системы, в которой все участники взаимно обуславливают состояние и поведение друг друга;
– построение работы на принципах гуманистической философии образования, предусматривающих сотрудничество всех участников процесса (педагогов, родителей, детей) и их участие в реализации программы на добровольных началах.
Предполагаются следующие этапы работы:
– анализ психологом запроса на проведение работы и составление совместно с классным руководителем плана психолого-педагогических мероприятий;
– создание для детей экспериментальной развивающей среды со специально организованной деятельностью в форме тренинга, соответствующей выявленному уровню развития;
– перенос отдельных наработанных навыков в актуальную ситуацию обучения детей;
– расширение экспериментально созданной среды до актуальной ситуации развития ребенка, формирование его дальнейшего развития и мотивации достижений. Подход, реализуемый в данной программе, предполагает создание психолого-педагогического сопровождения к обучению и организации учебно-воспитательного процесса, которое может быть реализовано на базе любой образовательной системы и применимо для всех категорий детей. Мы исходим из того, что каждому ребенку необходима согласованная помощь взрослых (психологов, социальных педагогов, медиков, педагогов, родителей) для развития и создания возможностей, соответствующих его реальным способностям.
Модель реализует комплекс психологических, педагогических и социальных мероприятий, осуществляемых психологом в партнерстве с классным руководителем. Эти мероприятия направлены на создание условий для творческого восприятия учащимися программного материала раскрепощения индивидуальных способностей, формирования у детей гуманистических ценностей, способствующих созданию условий для их самореализации в жизни. Программа поможет объединить усилия специалистов начального и среднего звеньев школы.
В цикл тренинговых занятий включены три основных блока:
1.Эмоционально-мотивационный блок связан с:
– созданием ситуации успешной деятельности;
– обеспечением атмосферы эмоционального принятия, снижающей страхи, тревоги и фрустрацию;
– формированием мотивации развития, в том числе школьной мотивации;
– формированием модели будущего и приятия её ребенком в качестве личной цели развития;
– формированием адекватной гибкой самооценки;
– развитием рефлексии, чувства ответственности за результаты деятельности, воспитания воли.
2. Социально-нормативный блок ориентирован на решение следующих задач:
– формирование правил и норм поведения в группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях;
– развитие навыков успешной коммуникации;
– формирование навыков успешной деятельности;
– развитие способности критически воспринимать внешнюю оценку, повышение стрессоустойчивости при взаимодействии.
3. Блок развития когнитивных процессов направлен на:
– формирование ориентировочной основы деятельности;
– развитие высших психических функций (внимание, память, мышление, речь);
– создание предпосылок формирования эффективных навыков и стратегий учебной деятельности.
Диалог действий, мнений, мотивов, ценностных установок членов школьного сообщества – необходимое условие для создания эффективной и педагогически целесообразной ВС. Диалог педагогов, учащихся и родителей в процессе формирования модельных представлений о будущем состоянии ВС, несомненно, повышает шансы на успех совместной деятельности по достижению намеченных целей.
Поддержка выражает гуманистические позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты. Такая поддержка создает эмоциональный фон доброжелательности, взаимопонимания, сотрудничества, приветливого отношения к ученикам, доверие, использование игр, творческих работ, выявления личных проблем детей, отслеживание процессов развития каждого ребенка.
Важно поддерживать каждое самостоятельное высказывание, творческую инициативу, добрый поступок, волю ученика, стремление преодолеть себя: свою робость, застенчивость, зависимость к успехам других детей, болтливость.
А чтобы поддержать ребенка, педагог должен сохранить в себе ощущение детства, развивать в себе способность к пониманию ребенка, верить и защищать ребенка, но также очень важно при этом дозирование педагогической помощи. Особое значение придается значимости «личных вкладов» ученика в решении общих задач.
В работе технологии психолого-педагогической поддержки учитель должен оценивать культурное значение поступка, а не человека, его совершившего.
Поэтому, приоритетной целью эксперимента в гимназии, является обеспечение высокого качества образования, которое сводится не только к обученности учащихся, но и воспитания понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность» – то есть это и есть сфера системы психолого-педагогического сопровождения.
Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны. Например: начальная школа – определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей.
Основная школа – сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками.
Старшая школа- помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
При этом особое внимание мы уделяем переходным этапам в развитии и образовании детей, что предполагает выделение уровней сопровождения.
Например, на уровне класса ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности – развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных вопросов.
Важнейшим направлением в сопровождении ребенка является сохранение и укрепление здоровья детей.
Конкретными задачами работы в данном направлении является:
– Формирование установок на здоровый образ жизни
– Развитие навыков саморегуляции и управления стрессом
– Профилактика табакокурения, алкогализма и наркомании, заболеваний, передающихся половым путем, ВИЧ/СПИД, школьного и дорожного травматизма.
Современные подходы к построению эффективных профилактических программ утверждают необходимость не только давать учащимся информацию о поведенческих рисках, опасных для здоровья, но формировать навыки здорового жизненного стиля. Необходимым условием эффективности обучения здоровому образу жизни становится использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (тренинги, ролевые игры, моделирование ситуации и т.д.).
Большое внимание уделяется отношению ребенка с сообществом сверстников. На сегодняшний день четко установлена связь между социально-эмоциональным благополучием ребенка в сообществе, учебном коллективе и его успешностью в учебной деятельности.
Классный руководитель, психолог призваны решать особый тип проблемных ситуаций, связанных с отвержением ребенка сообществом, например, из-за этнических различий, особенностей внешности и др.
Разрешение подобных ситуаций требует, с одной стороны, работы с окружением ребенка по преодолению у сверстников негативных стереотипов, формированию способности к принятию толерантности, так и с самим ребенком по развитию самопринятия, поддержке его веры в свои силы.
Нельзя недооценивать серьезность таких проблем, как стигматизация (клички и прозвища), насмешки над ребенком, исключение из общих игр и школьных мероприятий.
Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограниченно областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, оно требует организации работы с педагогами и родителями, как участниками учебно-воспитательного процесса.
Традиционно, данное направление определяется, как психологическое просвещение. Утверждение парадигмы развивающего, личностно-ориентированного образования, задачи повышения профессионализма педагогических кадров требуют перехода от традиционной модели психологического просвещения к модели развития психологической компетентности педагогов, оснащению их антропо- и психотехниками, позволяющими решать актуальные задачи развития и воспитания ребенка, его обучения.
В настоящее время педагогам приходится работать с неоднородным контингентом детей. Реальная практика образования испытывает потребность в педагоге-профессионале, способном к работе с различными категориями детей (одаренных детей, детей- представителей различных этнических и субкультурных общностей) в соответствии с различными типами норм развития: среднестатистической, социокультурной, индивидуально-личностной.
Особые требования следует предъявить к психологической компетентности учителей при работе с одаренными детьми. При выявлении и поддержке одаренных детей, видится важной целью психолого-педагогическое сопровождение ребенка в основной системе и системе дополнительного образования. Среди задач, которые необходимо решать в сопровождении одаренных детей, мы выделяем следующие:
– Разработка индивидуальных образовательных маршрутов
– Формирование адекватной самооценки
– Охрана и укрепление физического и психологического здоровья
– Профилактика неврозов
– Предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников
– Развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.
Содержание учебной деятельности одаренных детей должно иметь ряд отличий от содержания образования большинства их «нормальных» сверстников. И это вряд ли может вызывать сомнения. Одаренные дети, весьма существенно различаясь между собой, обладают при этом некоторыми общими особенностями, которые нельзя не учитывать при разработке содержания образования. Необходима система перестройки содержания образования таким образом, чтобы оно позволяло не на словах, а на деле решать проблему индивидуализации образования.
Индивидуализация образования является одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования. Повышенный интерес к индивидуализации образовательной деятельности в целом характерен для педагогических изысканий последнего времени. Развиваются эти идеи в контексте личностно-ориентированного подхода к образованию.
Таким образом, современные воспитательные технологии основаны на гуманном отношении к личности воспитанника, уважении его прав и свобод, в частности, права человека быть собой, предъявлении воспитаннику посильных и разумно сформированных требований на знании личностных качеств и знании индивидуальных и возрастных особенностей.
Литература:

[1] Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно- ориентированного воспитания.// Педагогика. 2001. №1. с.17-23.
[2] Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки. // Педагогика . 2004. №1. с.9-10.
[3] Гукаленко О.В. Приднестровский научно- образовательный центр ЮО РАО как фактор интеграции науки и практики на пути модернизации образовательной системы Приднестровья.// Педагогический альманах: теория и практика. Тирасполь: РИО ПГУ 2004. №1-2. с.18-26.
[4] Гукаленко О.В., Руденко Н.Н., Руденко В.Н., Ганзелюк Р.Л., ДоброваВ.В. Концепция и программа развития образования Рыбницкой гимназии №1: Научно-методическое пособие. – Рыбница, 2003 с.20-23.
[5] Гукаленко О.В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве. Тирасполь, 2000. – с.128.
[6] Панова Л.Д. Современные подходы к управлению целостным муниципальным воспитательным пространством / Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивного развития современной России: материалы конференции. Секция 4: Стратегии современного воспитания в школе и вузе. – Ростов н/Д :РГПУ, 2004. с.128-131.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.