Воспитание в семье. Общение в семье.
Автор – директор МОУ “Рыбницкая русская гимназия № 1” Р.Л. Ганзелюк
Мы всегда спешим. У нас много незаконченных дел, недочитанных книг, несостоявшихся встреч. И мельком, на ходу разговаривая со своим ребенком, мы очень надеемся на школу – она научит его всему необходимому. Кроме школы есть еще телевизор, кино, радио, книжки на каждый возраст, наконец, компания не по годам развитых сверстников. Но какими бы полезными сведениями ни был насыщен этот поток, он не научит ребенка всему необходимому. Тему, например, что дает постоянное и не поверхностное общение со взрослыми. С каждым годом коллективные формы воспитания в школе, детских и юношеских организациях приобретают все большее значение. Но это вовсе не значит, что роль семьи и воспитании детей уменьшается или, тем более, сходит на нет.
Наоборот. С ростом культурного уровня народа, с ростом благосостояния, роль семьи в воспитании детей растет. Ведь современная семья, безусловно, может дать ребенку значительно больше, чем несколько десятилетий назад. Да и возможно у родителей теперь иные. Им на помощь пришли радио, телевидение, домашние библиотеки. Все больше семей получают отдельные квартиры. Родители имеют два выходных дня в неделю. Многие хозяйственные заботы семьи теперь удовлетворяют ПБО. Все это означает, что родители могут больше времени уделять детям. Причем роль семьи в формировании личности ребенка особая. В семье ребенок приобретает различные навыки, знания, умения, привычки. Конечно, многое из этого он получает и в детских учреждениях. Однако есть такие качества и свойства личности, которые формируются у ребенка только в семье. Итак, семья – воспитывающий коллектив, и никто функций семьи заменить не может.
Для ребенка семья – это целый мир. Мир, в котором он не только живет, действует, но и мир, в котором он познает окружающую действительность. И эту сторону общения нельзя недооценивать. Почему-то иногда родители забывают, что знания их дети получают не только в школе, но и в семье. Более того, от семьи во многом зависит, как ребенок относится к знаниям вообще, хочет ли он их получать, какие именно знания его интересуют больше. Как показали исследования, на отношение детей к учению большое влияние оказывает как раз семья. В первую очередь имеется в виду то, как родители относятся к учебе ребенка и какие меры они используют для того, чтобы их дети лучше учились. Так, если родители внимательно следят за учебными делами сына и при этом обращают одинаковое внимание на все школьные предметы, то и ребенок в конечном итоге будет заниматься всеми предметами добросовестно. Если же, сами порой того не желая, родители дают понять ребенку, что считают одни предметы важными, а другие – нет, то можете быть уверены, ребенок быстрее усвоит соответствующее отношение к учебе. Очень часто родители сетуют на то, что у них мало времени на воспитание детей, что они редко бывают дома, работают.
А.С.Макаренко, говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома…
Истинная сущность воспитательной работы заключаеься вовсе не в ваших разговорах с ребенком наедине, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи; вашей личной и общественной жизни, и в организации жизни ребенка».
Действительно, родители постоянно должны быть озабочены тем, как следует организовать жизнь ребенка, какие привычки и воззрения мы будем у него формировать. Вот пример, как с раннего детства родители растят эгоиста. Мать кормит малыша, приговаривая: «Пей, сыночек, молоко; мы кошке не дадим и бабушке тоже не дадим». Мать прогоняет кошку, и бабушка уходит из комнаты.
Родители всегда стремятся все лучшее отдавать детям. Но как часто мы переходим границы! Надо требовать от ребенка, чтобы он считался с желаниями других, чтобы он привыкал видеть, что приятные вещи предназначаются не только ему, но и другим. Пример, соседка угостила Валю клубникой. Мама поделила ее на четыре части: папе, маме, бабушке и Вале. Взрослые, конечно, не съели своей доли, а оставили на «потом», чтобы под каким-нибудь предлогом покормить Валю. Но Валя училась делиться всем, привыкла она делиться и своим праздничным подарком с родителям и бабушкой.
Дети, как правило, с интересом слушают разговоры взрослых, и, как правило, любые разговоры. А вот что же слушают дети – это уже зависит от взрослых. Ведь можно за столом говорить только о покупках, модах, о сослуживцах, но можно говорить и о кинофильмах, книгах, событиях международной жизни и т.д. И, наконец, самое главное – говорить о своей работе. Дети иногда понятия не имеют о том, чем занимаются их родители на работе. Их трудовые радости, достижения, трудности, увлечения остаются для детей скрытыми. Правильно ли это? Как же иначе семья может сформировать у ребенка определенное отношение к труду? Тем, что дети занимаются домашним трудом? (Не все) Да. Этого мало. Как показывают исследования, одним из главных влияний на отношение подрастающего человека к труду является личный пример родителей, их отношение к своему труду.
Жизнь показала, что результаты воспитания не зависят только от количества затраченного на него времени, а, если можно так выразиться, от качества нашего общения с ним: просто физическое присутствие родителей ничего не решает в воспитании, поминутная же опека «не ходи», «не делай» только надоедает ребенку. В воспитании важно влияние личности родителей, их интерес к ребенку как к человеку, желание поделиться с ним впечатлениями, чувствами – тогда сын или дочь все свои представления примеривают к оценкам отца или матери. Так зарождается духовная близость. Требуется больше ума и души воспитателя, чем времени. Чтобы сделать всю жизнь детей содержательной, необходимо богатство мыслей, чувств, умение поделиться ими с детьми.
Ребенок – человек. Пусть маленький, но всегда смышленый, со своими интересами, запросами, трудностями. Нужно уметь понять его, стать его другом, товарищем. Конечно, это потребует от нас дополнительных усилий, умений, однако все это окупится в будущем.
Более сложные условия воспитания детей, возникают, когда в семье отсутствует кто-либо из родителей. Особенно, если уход из семьи отца или матери сопровождается скандалами. Такие конфликты всегда оставляют неизгладимый след в душе ребенка. Поэтому, если уж необходим развод, то нужно сделать это возможно спокойнее, с наименьшими страданиями для детей, без вины виноватых. Конечно, разногласия между родителями могут быть. Не всегда их удается скрыть от детей. Но все проблемы можно выяснить, оставаясь близкими и уважающими друг друга людьми. И тогда не страшно, если вы «на виду» у ребенка урегулируете свои разногласия. Очень может быть, что именно эти минуты станут для вашего ребенка уроком зрелости, взрослости в человеческих отношениях.
К большому сожалению, гораздо чаще споры перерастают в скандалы, свидетелем которых становится ребенок. И уже совсем недопустимо, когда к ребенку обращаются: «Вот какая твоя мама (папа), посмотри» – это педагогическое преступление. Однако опасны не только бурные взрывы, разрушают семью и «тихие», хронические ссоры. В таких семьях спокойствие бывает только внешним.
Ребенку следует отводить место младшего члена семейного коллектива. Стиль семейных отношений с самих ранних лет формирует в ребенке чувство ответственности за свое поведение перед семейным коллективом. Надо постоянно побуждать ребенка искать причины своих неудач и пути их исправления. Родителям следует тонко поощрять ребенка за проявленное старание и исправление ранее допущенных ошибок в поведении и порицать за безразличие к своим ошибкам. С древних времен облик матери окружен ореолом глубокого уважения. Любовь матери принимается как символ преданности и самопожертвования. Народные пословицы гласят: «Без отца – пол – сирота, а без матери и вся сирота», «Нет дружка, как родная матушка».
Да! Материнские чувства – большая воспитательная сила. Успех воспитательной работы матери требует труда, терпения, такта. Стихийно хорошие матери – воспитательницы не создаются. Они – результат упорной борьбы за овладение детскими душами. Материнство накладывает на женщину серьезные обязанности и большую ответственность перед обществом и семьей за воспитание детей. Настоящая, разумная любовь к детям – вот основа воспитания. Настойчивость и самообладание не должны покидать настоящую мать – воспитательницу. Сын вернулся из школы и уже с порога заявляет: – «Мама, ты же знаешь, что я готовился исправить свою оценку по химии. Но сегодня наша химичка была не в духе, всем ставила только тройки. Я отвечал хорошо, а она все равно поставила тройку». Мать с жаром возмущается: «Это безобразие! Такая несправедливость. Попробуй тут исправить оценку!» И не замедлив идет в школу защищать свое детище.
Мать не подумала о том, что она встала на путь подрыва авторитета учителя, не проверив, правильно ли ее информировал сын. Иногда бывает мучительно трудно отказывать в ласке ребенку, которого надо наказать, но долг подчас требует сдерживать порывы материнской любви, чтобы они не пошли во вред. Если правильно управлять материнскими чувствами, они помогут матери сохранить близость с детьми, стать для них близким и задушевным другом. Для этого требуется большой такт и тонкое понимание детской души. Этого достигнет только та мать, которая с самого раннего детства проявляет живой интерес ко всему, что волнует ребенка, радуется его успехам, переживает его неудачи, требовательно относится к ребенку. Мать должна быть в курсе всех, даже самых маленьких событий и дел своего ребенка.
К сожалению, бывают матери, которые строят свое воспитание на слепой любви к ребенку. Они не ограничивают детские желания, им жалко наказывать ребят, они даже протестуют против требовательности отца и из чувства неразумной любви стараются скрыть от отца проступки детей и всячески оправдать ребенка в глазах окружающих. Однажды комиссии по делам несовершеннолетних мать призналась, что в нарушении дисциплины и о приводах в милицию их сына отец ничего не знал. Такие матери с пеленок задаривают ребенка множеством игрушек, потакают его капризам. Постепенно ребенок превращается в семейного деспота, повелевающего взрослыми, и прежде всего матерью. Ребенок растет, становится подростком, юношей (девушкой). Теперь ему нужны уже не игрушки и конфетки, а дорогие вещи: модные туфли, велосипед, карманные деньги, часы. Такое воспитание приводит к тому, что дети привыкают думать о себе, не считаясь с материальными возможностями родителей. Начинаются переживания матери, она возмущена черствостью и жестокостью детей.
Если материнский инстинкт присущ женщине от природы, то чувство отцовства – плод человеческой жизни, человеческого характера. Вот почему бывает такое различие: один словно родился с чувством отцовства, а другой не испытывает таких чувств, третий тяготится обязанностями отца, а четвертый свои родительские чувства выражает лишь в материальной заботе о детях.
Настоящая любовь и привязанность детей проявляется тогда, когда отец с первых лет жизни ребенка принимает самое горячее участие в его воспитании, проявляет подлинную заботу о его здоровье. К сожалению, бывают отцы, которые полностью отстраняются от заботы о младенце. Можно от них услышать такое утверждение: «Мужчине возиться с ребенком не к чему, он не нянька», «Ребенку в этом возрасте отец не нужен». А что отец нужен, об этом и говорить не приходится, ибо разделить с матерью заботы о малыше, значит улучшить воспитание маленького человечка.
Участие отцов в домашнем труде имеет огромное воспитательное значение для детей, видя дружную работу родителей в домашнем труде, к нему тянутся дети, помощь отца матери воспитывает в детях уважение и бережное отношение к женщине, которому учатся дети у отцов. Ребенок растет и постепенно начинает понимать мужскую силу отца. Сначала это физическая сила: только папа может подбросить вверх, посадить на плечо. Но чем дальше, тем больше ребенок начинает ощущать моральную силу отца, его мужественность и стойкость. Он много интересного может рассказать о своей юности, играх, походах. Это он, отец, первый приобщает школьника к чтению газет, учит знанию жизни и т.д. А что стоит его «мужской» разговор с сыном. Сын неизгладимо сохранит этот разговор в памяти на всю жизнь. Или только одна фраза отца: «Мы с тобой, сын, ведь мужчины!»
Отец – старший друг и товарищ своих детей на всю жизнь. Как вступить в жизнь, какую выбрать профессию? – с этими вопросами дети прежде всего обращаются к отцу. И в каждый поворотный момент в жизни сын или дочь идут за советом к отцу – он их наставник, он их воспитатель.
Однако, встречаются еще немало семей, которые устраняются от воспитания детей. У них «нет времени» заниматься детьми, посещать родительские собрания. Они даже не считают нужным являться в школу на вызов учителей.
Самой главной основой, скрепляющей семейный коллектив, является взаимная любовь и уважение супругов. Детям хорошо и уютно в такой семье. В такой семье дети и родители понимают и уважают друг друга. А если дома нет такого дружеского контакта, дети ищут его на стороне, а это заканчивается не всегда удачно. Как больно бывает сознавать, что родные дети, с которыми связано столько надежд, вырастая, становятся чужими людьми. Нередко мы слишком увлекаемся суетой сегодняшних дел. Судьба детей важна для нас, только она – и в будущем и сегодня не так видна…
А дети так счастливы, когда могут завладеть нашим вниманием, им нужна ласка, дружба, улыбка, они хотят быть любимыми. Но воспитывает любовь разумная, требовательная, такую любовь дети сохраняют и став взрослыми. Не случайно большой гуманист Антуан де-Сент Экзюпери писал о детстве «Детство – это огромный край, откуда приходит каждый! Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой то страны…» А в этой стране дети, семья один из главных уголков, в котором формируется личность подрастающего поколения.