Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников во внеклассной деятельности
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«МИХОИЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ»
СТАТЬЯ
Т.В. Кушнир, учитель начальных классов
МОУ «Рыбницкая русская гимназия № 1»
г. Рыбница, Приднестровская Молдавская Республика
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь – насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему. Что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.
Вот уже 26 лет я работаю в школе, за это время не один раз менялись учебники, переиздавались программы. Да и дети, пришедшие за парты уже не те, что были 25, даже 10 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Много нужно еще сделать начальной школе, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство, вести их к подлинной духовности. Важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром, готовить ребят к вступлению во «взрослую» жизнь с ее нормами и требованиями.
Принимая первый класс 1 сентября, я провожу мероприятие, на котором в гости к детям приходят добрые герои сказок, которые знакомят детей с хорошими делами и поступками. Дети знакомятся с такими понятиями: как щедрость, красота, вежливость, милосердие, доброта и т. д. Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и второстепенных предметов. Я хочу более подробно остановиться на внеклассных мероприятиях. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Наша задача, как педагогов – нейтрализовать негативное влияние, помочь любящим родителям в воспитании детей, указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.
Моя работа по формированию духовно – нравственной культуры младших школьников включает:
• сочетание учебной и внеклассной работы;
• развитие творческой деятельности учащихся;
• установление взаимодействия с родителями учащихся;
Внеклассная работа является логическим продолжением начатой на уроке работы. Я организую разнообразные формы внеурочной деятельности. Этические беседы, творческие мастерские; экскурсии в музеи, театры; заочные экскурсии; фольклорные и поэтические праздники, театрализованные представления, поездки по родному краю и ближнему зарубежью. Чтобы ребёнок становился духовно богатым, особое внимание обращаю на художественно – эстетическое воспитание. Художественная деятельность, декоративно – прикладное искусство формируют эстетический вкус. Если ребёнка окружают вещи, отличающиеся красотой, простотой, то в его жизнь подсознательно входят критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности. После небольших тематических бесед, дети занимаются творчеством. Рисование на тему «Мой любимый город» воспитывает любовь к родному краю, рисунки на тему «Кем быть?»- уважение к людям труда. Выполнение коллективных работ: «Дерево дружбы», «Новогодняя ёлка», «Подарок Преднестровскому краю» способствует формированию у детей чувства коллективизма, взаимопомощи, доброжелательных, дружеских отношений между мальчиками и девочками.
Базой для становления духовно – нравственной личности является семья. Нужно привлекать внимание родителей к внутреннему миру собственных детей. Для этого надо найти интересное и необходимое дело, объединяющее детей и взрослых общей заботой. Уже стало ежегодной традицией проводить в сентябре в нашем классе творческую выставку «Дары осени», на которой ребята демонстрируют выполненные совместно с родителями поделки из природного материала. Но каждый год – новые творческие задания ждут моих ребят: придумай доброе название своей поделке, составь загадку, сочини сказку о своей поделке, и очень забавно проходит оживление поделок! На глазах у всего класса каждое творение заговаривает голосом ученика. Ребёнок вживается в образ героя, которого он сделал вместе с родителями. Все годы я наблюдаю, как ребята ведут себя во время общих дел, каких-либо мероприятий в школе, на переменах и после уроков. Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют договариваться, бывает, ссорятся, спорят по деловым вопросам, но всегда находят пути к примирению. Общее поручение выполняют дружно, активно помогают друг другу, прислушаются к командиру класса и командирам команд. И, когда я спрашиваю у детей в конце учебного года, какие наши общие дела вам больше всего понравились, им есть что перечислить. А сочинения на тему: «Школа будущего», «Моя мечта» наглядно демонстрируют стремления ребят к труду, доброте, честности, взаимовыручке, сделать нашу землю ещё лучше. И очень важно поддерживать эти стремления, учить детей жить в мире и согласии с людьми, природой.
В заключение хочется привести слова Василия Андреевича Сухомлинского, который говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает. Постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры, без духовной атмосферы в классе!»
Список литературы:
1. Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. «Основы духовно-нравственной культуры народов России» // Педагогика. М., 2009
3. Сухов С.В. «Духовное воспитание ребенка на занятиях «Культура движения», Скиф 2000.