Преподавание информатики с использованием мультимедиа технологии
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«МИХОИЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ»
СТАТЬЯ
А.П. Щёголева, учитель информатики и экономики
МОУ «Рыбницкая русская гимназия № 1»
г. Рыбница, Приднестровская Молдавская Республика
В статье рассматривается эффективность применения мультимедийных технологий на уроках информатики, которые позволяют учителям информатики удобно и наглядно представить учащимся учебную информацию, повысить мотивацию учения.
Ключевые слова: информационные технологии, мультимедиа-технологии, мультимедиа.
Информатизация образования — один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы [1, с.55].
В современном обществе важную роль в образовательном процессе принимают компьютерные информационные технологии, которые внедряются во все сферы человеческой деятельности, обеспечивая быстрый поиск, обработку, оперативную передачу информации, образуя глобальное информационное пространство.
Информационные технологии (ИТ) – это совокупность взаимосвязанных систематических и массовых способов, а также приёмов обработки и представления информации, предназначенных для внедрения во все виды человеческой деятельности с применением современных средств связи, вычислительной техники и программного обеспечения, разрабатываемые прикладной информатикой [1, с. 57].
С развитием науки информатики и информационных технологий привело к непрерывному увеличению объема содержания данного предмета и привело к качественному его усложнению. Всё это определяет необходимость непрерывного поиска средств и методов обучения информатике, которые повышают эффективность представления учебной информации, ее оперативного освоения и практического применения опыта учащихся. Для разрешения данной задачи осуществляется с помощью применения методов обучения на основе использования мультимедиа технологий, которые предоставляют возможность повысить степень активности школьников и привлечь их внимание.
На данный момент мультимедиа-технологии – это одно из перспективных направлений информатизации образовательного процесса. В совершенствовании программно- методического обеспечения дидактической базы выявлена перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании для активного развития логического мышления, интеллектуального, а также творческого потенциала обучаемого.
Мультимедиа – это технология, позволяющая объединять информацию (данные) одновременно несколькими типами, такими как звук, анимация, графические изображения и видео [2]. Обогащая процесс обучения, мультимедиа технологии позволяют сделать обучение более эффективным, тем самым вовлекая в процесс восприятия учебной информации как можно больше чувственных компонентов учащегося.
Целесообразность внедрения современных информационных технологий возникает в том случае, когда появляется возможность создать дополнительные возможности в получении информации:
– наглядная форма представления учебного материала;
– оперативный доступ к учебной информации большого объёма;
– поддержка активных и интерактивных методов обучения;
– модульная технология представления информации.
Внедрение методов применения мультимедийной технологии в процессе обучения учащихся основной школы на уроках информатики и информационно коммуникационных технологиях способствует повышению активности учащихся на уроках и, следовательно, повышая эффективность обучения предмета информатики.
Мультимедийные материалы, позволят учителям информатики удобно и наглядно представить учащимся учебную информацию, повысить мотивацию изучения информатики.
В практике преподавания были выявлены следующие проблемы: моральное старением техники происходит быстрыми темпами, в результате чего не все обучающие программы можно установить на школьных компьютерах; в настоящее время педагоги столкнулись с проблемой снижения уровня познавательной активности на уроках; нет желания работать самостоятельно, да и вовсе учиться. Потеря интереса к учёбе у учеников может быть вызвано в результате однообразия уроков. Работа по шаблону, без поиска новых методов преподавания приводит разрушению интереса к учёбе у школьников.
Практика показывает, что, применяя мультимедиа технологии на уроках, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели если он будет проводить урок у классной доски. У него не возникает проблемы, что ему не хватит места на доске, ему не нужно беспокоиться о том, какого качества мел, да и понятно ли все написанное ученикам. Сэкономив время, у учителя появляется возможность увеличить плотность урока, обогащая его новым материалом. В результате практической деятельности определяются оптимальные условия к применению мультимедийных технологий в образовательном процессе. Мультимедиа технологии являются эффективным средством, которые повышают качество изучения информатики в школе за счет своих дидактических возможностей, заключающиеся в следующем:
– интерактивность обучения, обеспечивает управление образовательным процессом и создаёт условия для применения различных видов учебной деятельности при объяснении нового материала за счет динамичности предоставляемой информации и удобной навигации;
– мобильность и упрощение при организации учебного материала, при переходе от одного вида наглядности к другому за счёт объединения в презентации информации различного типа;
– оперативность обновления и изменения содержания обучения, так как наука информатика и ИКТ развивается быстрыми темпами.
На уроках информатики и ИКТ учитель может применять ряд мультимедийных программ, которые позволят сделать урок более интересным и интерактивным: применением мультимедийных презентаций; обучающих мультимедийных интерактивных программ и тренажёров; программы для создания видеоматериала к уроку информатики, где учитель может организовать собственный видеоуроков.
Большие возможности применения мультимедиа дают Интернет – технологии. На уроках может применять образовательные ресурсы интернета, которые также способствуют предоставлению информации с применением всевозможных мультимедийных флеш-технологий и обучающего онлайн видео и тренажёров. На данный момент времени многие педагоги ведут активную инновационную творческую деятельность, тем самым разрабатывая персональный сайт для дальнейшего применения на уроках как одно из средств мультимедийных технологий.
Рекомендуется на уроках информатики, применять следующие обучающие мультимедийные программы: 1С: Школа. Вычислительная математика и программирование, 10-11 класс. Данный программный продукт одобрен Министерством образования РФ – Образовательный комплекс представляет собой элективный мультимедиа-курс, состоящий из уроков по вычислительной математике и алгоритмике, средам программирования Visual Basic .NET, Turbo Pascal, по системе программ «1C:Предприятие». По каждому из разделов этого учебного пособия имеется теоретический мультимедийный материал, набор тестовых заданий. По алгоритмике и средам программирования предусмотрены практикумы, интерактивные тренажёры. Образовательный комплекс построен с учетом различных профилей обучения. Рекомендуется для самостоятельной работы старшеклассников и абитуриентов, для использования на уроке в качестве дополнительного демонстрационного материала, для оценки и закрепления знаний учащихся, для методической помощи учителю[3]. Обучающая мультимедийная программа «Pascal с нуля в видеоформате» и Обучающий курс “Информатика 7 – 11 класс” TeachPro Применение игровых компьютерных программ – “Мир информатики. 6-9 лет”; Обучающий тренажёр Наставник – Информатика; Клавиатурный тренажер BabyType.
Литература:
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005
- http://egeinf.gym5cheb.ru/p37aa1.html
- http://www.1c.ru/news/pressrelise.jsp?id=276
- http://anna-pavlovna.ru
In article efficiency of application of multimedia technologies at lessons to informatics which allow teachers of informatics conveniently is considered and visually to present to pupils educational information, to increase motivation of the doctrine.
У статті розглядається ефективність використання мультимедійних технологій на уроках інформатики, які дозволяють учителям інформатики зручно і наочно надати учням учбову інформацію, підвищити мотивацію навчання.
Ключові слова: інформаційні технології, мультимедіа-технології, мультимедіа.
Keywords: information technologies, multimedia-technologies, multimedia.