Статья “ЕГЭ как система новых форм и методов контроля знаний и умений учащихся”
Белозерская Н.Н.
Учитель русского языка и литературы
МОУ «Рыбницкая русская гимназия № 1»
г. Рыбница
За все время развития цивилизации общество интересовал процесс передачи знаний. Пристальное внимание уделялось не только механизму передачи знаний и умений, но и методам контроля приобретенных знаний. По мере развития цивилизации изменялись и методы передачи знаний, и формы их контроля. На современном этапе развития на смену традиционным формам контроля знаний приходят новые формы, построенные на широком применении средств вычислительной техники.
Тестирование – широко распространенный вид контроля знаний. Он используется по многим дисциплинам и позволяет оперативно и довольно точно определить уровень знаний учащихся. Использование тестирования, с одной стороны, повышает качество подготовки ученика, с другой, облегчает труд учителя.
Опыт проведения ЕГЭ по русскому языку показал, что тестирование позволяет проверить все виды компетенции, в том числе и коммуникативную. Все проверочные задания в рамках ЕГЭ обязательно соотнесены с содержанием обязательного стандарта по предмету: проверяется уровень сформированности языковой (т.е. практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем соблюдение языковых норм), лингвистической (т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений), коммуникативной компетенцией (т.е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания).
По мнению Н. Г. Гольцовой именно на навыках коммуникации замыкается система изучения отдельных разделов лингвистики в школьном курсе русского языка. Коммуникативные навыки позволяют создать ту мотивационную среду, в которой овладение грамотным письмом становится актуальным, значимым для любого выпускника школы.
Подготовка по тестам ЕГЭ хорошо совмещается с программой и учебником Н.Г.Гольцовой, М.А. Мищереной для 10-11 класса. Работая с учениками над разделами «Фонетика», «Графика», «Орфоэпия», уже начинаем знакомиться с тестами ЕГЭ. Даже хорошо владеющие теоретическими знаниями дети не всегда легко справляются с тестовыми заданиями. Поэтому вырабатываем так называемые алгоритмы или планы для решения заданий. Так, например, для выполнения заданий по фонетике:
1. Несколько раз произнеси слово и услышь его.
2. Помни о процессах озвончения и оглушения.
3. Определи слабые позиции звуков.
4. Определи мягкие звуки.
5. Помни о произношении некоторых буквосочетаний.
Убеждаемся на примерах: сдоба [здоба], сторож [стораш].
Изучение раздела «Морфемика» позволяет устранить трудности в заданиях на эту тему. В школьной программе уделяется недостаточное внимание приставке недо-, поэтому школьники часто путают её с частицей не и до. Например, не доставать (не дотягиваться) и недоставать (о недостаточном количестве чего-либо):
Ребенок не достает до нужной кнопки в лифте. Ему недостает внимания.
Приставка недо – часто антонимична приставке пере – , которая может служить своеобразной проверкой: недоедать — переедать, недосолить — пересолить, недоварить – переварить. Например:
Дети часто не доедали свой суп.
Безработные часто недоедали.
Важной составляющей в обучении русскому языку является работа по предупреждению речевых ошибок: грамматических, лексических и стилистических. Важнейшим условием нормативности речи является правильный выбор слов, их лексическая сочетаемость. Иначе говоря, при построении предложения слова должны подбираться в соответствии с присущей им в литературном языке семантикой и стилистическими особенностями. Так, нарушена лексическая сочетаемость в следующих предложениях.
1. Наступила война.
Наступает то, что закономерно: весна, утро. Поэтому следует сказать: началась война.
2. Мальчик испугался и начал бежать.
В данном случае указывается только начало действия, предполагающее его развитие: начал работать, начал собирать игрушки и т.д. Следовало сказать: «Испугался и побежал».
Значительная часть заданий ЕГЭ предполагает работу с текстом, его анализ. Один вид работы связан с установлением связи между предложениями небольшого текста. Второй — с восприятием другого текста, значительно большего по объему, с определением стиля текста, типа речи, средств выразительности, встретившихся в тексте.
Для выполнения этой работы учащийся должен опираться на базу определенных теоретических знаний, которые кратко можно сформулировать следующим образом.
1. Что называется текстом? (Несколько предложений, соединенных общей основной мыслью и темой.)
2. Основные признаки текста. (Законченность, смысловая цельность, тематическое и композиционное единство частей, грамматическая связь между частями.)
3. Смысловые отношения между предложениями в тексте. (Содержание каждого последующего предложения может раскрывать смысл предыдущего в целом или какой-либо его част, члена; содержание приложений может быть противопоставлено друг другу, сопоставлено и т.д. П смыслу могут быть связаны и предложения, отделенные друг от друга частью текста.)
4. Виды грамматической связи в тексте. (Цепная связь подразумевает сцепление предложения с предыдущим при помощи лексического повтора и грамматического повтора: повторения какого-либо слова, замены его синонимом, местоимением, перифразой, каким-либо соответствием, ассоциацией, одинаковыми формами членов предложения и т.д. Параллельная связь происходит за счет сопоставления или противопоставления предложений. Этому может служить одинаковый порядок слов, антонимы, анафора – одинаковое начало предложений, одинаковая цель высказываний или интонация)
5. Типы речи. (Повествование, описание, рассуждение)
6. Стиль речи (художественный, публицистический, научный официально-деловой, разговорный).
Хотя тестирование – это довольно распространённый вид контроля знаний, но тесты ЕГЭ отличаются от обычных более высоким уровнем обобщения материала. С одной стороны, это позволяет проверить знания учащихся по нескольким темам в одном тестовом задании, с другой – сбивает неподготовленных к такому виду работы детей с толку и мешает им проявить себя в полной мере. Поэтому внедрение такой системы контроля должно быть последовательным и планомерным в течение всего срока изучения предмета в школе. Последовательная реализация внутрипредметных связей, как на завершающем Этапе образования, так и в процессе обучения позволит обеспечить «обратную связь» между системой итогового контроля по предмету и текущей учебной работой.
КИМы по типу ЕГЭ должны стать привычной работой перед контрольным диктантом, перед зачётной работой. С их помощью учитель легко выявит недочёты и пробелы в знаниях, спланирует и проведёт урок коррекции знаний, а учащиеся получат задания для самостоятельной подготовки к любой зачётной работе.
Внести коррекцию придётся и в систему уроков по развитию речи. Обычные изложения, нужные и уместные в младших классах, лучше заменить уроками работы с текстом, аналогичными заданиям ЕГЭ, а также активно и равномерно формировать умения писать сочинения по тексту, высказывать свою точку зрения на проблемы, выдвинутые автором текста. Формировать у школьника навыки грамотной, благозвучной речи, желание и умение пользоваться художественно-изобразительными средствами. Это поможет учащимся свободно применять теоретические знания по языку во всех видах речи на практике, что и является основной целью обучения школьников русскому языку.
Литература
1. БарласЛ.Г. Русский язык. Стилистика. М. 1978
2. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Книга для учителя. М. «Русское слово», 2008
3. Золотарёва Й.В. Поурочные разработки по русскому языку 10 класс. М. «Вако», 2004
4. Пахнова Т. Интенсивная подготовка к ЕГЭ на основе работы с текстом. Ж «Русский язык и литература для школьников» №3, 2009
5. Русский язык. Контрольные измерительные материалы. М. «Просвещение» 2009
6. Сидоренко М. Углубленное изучение русского языка. М, «Просвещение», 2000
7. Сиротина О.Б. Русская разговорная речь. М. ,1983
8. Успенский Л.В. Культура речи. М.,1978