Статья в газету «Православное Приднестровье».

Директор МОУ
«Рыбницкая русская гимназия №1»
Р.Л.Ганзелюк

В МОУ «Рыбницкая русская гимназия № 1» состоялся семинар по введению факультативного курса «Основы православной культуры», где присутствовали педагоги из школ г. Рыбницы, г. Каменки, г. Дубоссар, участвующих в эксперименте, и.о. начальника «Управления народного образования» г. Рыбницы Панова Л.Д. и координатор между МП отец Виталий Дубоссарско-Тираспольской Епархии.
На семинаре в теоретической части выступили: Директор, руководитель высшей категории Ганзелюк Р.Л., заместитель директора по НМР Доброва В.В., заместитель директора по ВР Драбашевская И.В.
Участники семинара побывали на открытых занятиях, которые провели Середа Л.Н., учитель высшей квалификационной категории, Арнаут Л.С., учитель I категории; посетили выставку «Мир вокруг нас», также гостям была предложена концертная программа.

Подвели итоги работы семинара и.о. начальника «Управления народного образования» г. Рыбницы Панова Л.Д. и координатор между МП отец Виталий Дубоссарско-Тираспольской Епархии.
Семинар прошел на высоком духовно-нравственном уровне, ведь гимназия является уникальным типом образовательного учреждения, чья история протянулась от античности до наших дней. Причем всегда с этим типом образовательного учреждения связывались представления о гуманизме, гуманитарно-филологической направленности, дающую общую высокую культуру, в целом что-то очень солидное, стабильное, классическое, с глубоким духовным содержанием.
Современное образование переживает процесс модернизации, что связано с обновлением общественных отношений в нашем обществе и неизбежно повлекло изменение духовно-нравственных ориентиров, которые становятся не только регуляторами жизнедеятельности общества, но и приоритетным направлением в формировании целостной личности с высоким уровнем интеллектуального кругозора, плюрализма, свободы мировоззренческих установок, нравственных ориентиров и открытости.
Фактором, способным вывести систему образования на новый качественный уровень является православная культура.
Православная культура в содержании общего образования усиливает мотивационную и стимулирующую стороны педагогического процесса. Учитель, используя православную культуру, формирует общую культуру школьников, эмоционально-ценностное отношение к культуре, истории, народу, повышает нравственный уклад и образ жизни личности. В итоге закладывается потребность в духовном, нравственном развитии, культуре. Основная цель и смысл использования православной культуры – духовно-нравственное воспитание школьников, т. е. формирования у них духовно-нравственного здоровья.
Назрела необходимость в теоретической разработке проблем духовности и в реальном возвращении категории «духовность» в педагогическую науку и практику.
Возрождение духовности и нравственности, развитие творческого и интеллектуального потенциала личности осуществляется в гимназии довольно активно и результативно благодаря спецкурсам, таким как: риторика, этика, ритмика, мировая художественная литература, профориентация и основы православной культуры, а также блоку информаций дополнительного образования, которыми руководят педагоги-профессионалы, такие как: – театральная студия; классический народный и спортивный танцы; сценического мастерства, вокального и хорового пения, игровых видов спорта и восточных единоборств.
Огромную роль в развитии духовности и нравственных ценностей играет детская организация ИСТОК. Толкование названия организации соответствует направлениям работы, которую мы ведем.
ИСТОК – это начало, первоисточник культуры нашего народа. ИСТОК – это аббревиатура – означающая команду интеллектуальных, спортивных, творческих, организационных, культурных ребят. Наши гимназисты стараются подтвердить такую характеристику своими успехами в учебе и других видах деятельности. Гимназисты неоднократные призеры городских, республиканских и международных конкурсов.
Учителя гимназии гуманитарных и естественных предметов используют элементы православной культуры на своих уроках. Это объясняется особым содержанием этих предметов.
Уроки литературы, истории, музыки, философии, труда могут быть пронизаны духом православия, если сам учитель несет в себе этот дух. Уроки совести, милосердия, прощения, любви – все это приближает к христианству к духовности. Если ученики читают Ивана Шмелева, Достоевского, слушают музыку Рахманинова или изучают русских религиозных философов – они уже живут духом православия, в них формируется ядро подлинной духовности.
Педагоги нашей гимназии при тесном взаимодействии с семьей, с общественностью, призваны формируют у школьников морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни. В этом и заключается сущность духовно-нравственного воспитания детей. Под духовно-нравственным воспитании мы также понимаем выработку таких личностных качеств у школьников, которые определяют отношение человека к добру, истине, красоте. Совокупность данных общественно значимых качеств личности, отражающих ее всестороннее развитие, характеризуется комплексным свойством – воспитанностью.
Воспитанность человека постоянно проявляется в повседневном поведении, в конкретных поступках и делах, в высказываниях, эмоциональных реакциях, в отношении к окружающему. О воспитанности можно в определенной степени судить по жестам, мимике, интонации, порой даже по молчанию или бездействию.
Духовно-нравственный потенциал православной культуры в образовательном процессе нашей страны только начинает исследоваться и представляет большую актуальность для педагогической практики, так как православная культура на протяжении целого исторического периода была исключена из сферы образования.
Ведь именно православная культура является тем мировоззренческим пластом, той сферой, где религия и образование реализуют свои функциональные возможности в духовно-нравственном становлении личности.
Думается, что именно воспитательное поле должно довести партнерство Церкви и Школы до уровня глубокого сотрудничества, где каждой из сторон отведена собственная роль, и где каждая из сторон имеет уникальный потенциал. Церковь (вместе с семьей) воспитывает нравственность, формирует внутренний мир, стыд и совесть. Школа (вместе с семьей) воспитывает адекватное социальное поведение, формирует умения солидарного взаимодействия, гражданские честь и достоинство.
В завершении хочу сказать, что воспитание и обучение в гимназии не зацикливается на церковных постулатах, а в своей работе мы опираемся на воспитание нравственных качеств у гимназистов и правильного понимания слов: «Бог есть, пока он есть в нас», а также есть замечательные слова у Бориса Изревского «Не убить в себе зверя дотоле, пока не научимся понимать: человека рождает не мать, а ощущение чужой боли».

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.