Духовно-нравственное воспитание гимназистов в условиях модернизации образования.

Выступление директора МОУ «Рыбницкая русская гимназия №1» Р.Л. Ганзелюк на семинаре «Место православной культуры в системе государственного образования».


Как известно, народная мудрость гласит «Если твои планы рассчитаны на год – сей рожь, если твои планы рассчитаны на десятилетия – сажай деревья, если твои планы рассчитаны на века – воспитывай детей».
Уже сегодня школа стремится и может воспитывать молодежь на основе духовно-нравственных ценностей, народных традиций. Так сложилось, что мы вновь возвращаемся к своим истокам. Прошли очень сложные исторические события, которые оторвали православных людей от основ своей культуры.В современном обществе произошла подмена важнейших нравственных понятий. Для многих людей идеалом становится повышение личного благосостояния любой ценой. Наиболее сильно подвержена влиянию общества молодежь, у которой еще не сформирован прочный духовный стержень. Молодое поколение – это будущее государства и оттого, на сколько наша молодежь окажется готовой к работе на общее благо, на сколько крепким будет его нравственный стержень, зависит наш завтрашний день. Поэтому в настоящее время современное образование переживает процесс модернизации, что связано с обновлением общественных отношений в нашем обществе и становится приоритетным направлением в формировании целостной личности с высоким уровнем интеллектуального кругозора, свободы, мировоззренческих установок, нравственных ориентиров.
Фактором, способным вывести систему образования на новый качественный уровень, я считаю, является изучение православной культуры, особенно в таких учреждениях повышенного уровня, как, например, гимназия. Во – первых, потому что гимназия является уникальным типом образовательного учреждения, чья история протянулась от античности до наших дней. Причем всегда с таким типом образовательного учреждения связывались представления о гуманизме, гуманитарно-филологической направленности, дающей общую высокую культуру, в целом что-то очень солидное, стабильное, классическое с глубоким духовным содержанием. Назрела необходимость теоретической разработки проблем духовности и в реальном возвращении к категории «духовность» в педагогическую науку и практику. И в этой связи есть необходимость расширить спектр предметов, позволяющих повысить духовный уровень учащихся.

Мы удивляемся, почему дети мало читают. Да потому что жизненная правда классической литературы не воспринимается ими на фоне реалий жизни, пропитанной духом чужой культуры. Мы очень мало знаем о наших молодых людях. Да мы знаем, что у них очень много свободы, очень много жестких правил игры. Некоторые ребята хотят очень быстро достичь высоких результатов не прилагая усилий, используя только те самые правила игры. А есть категория ребят, которые вообще не могут определить места в этой жизни. О них говорят, что они деградируют. Множество материалов в средствах массовой информации о потерянном поколении, но я хочу отметить ту молодежь, которая добровольно участвует в различных социальных проектах, в реставрационных различных работах. Я знаю по нашей гимназии одаренную благородную молодежь, для которых эпиграфом их жизни никогда не станут слова Мандельштама «Мы живем, под собою ни чуя страны». Следовательно, первой задачей для нас педагогов является понимание молодых людей. Мы обязаны помочь каждому из них сформироваться как личность, быть не впереди ученика, а рядом с ним, поддерживая его в любую минуту.
Возрождение духовности и нравственности, развитие творческого и интеллектуального потенциала личности осуществляется в гимназии довольно активно благодаря спецкурсам: риторика, этика, этикет, ритмика, мировая художественная культура, профориентация и факультативные уроки «Основы православной культуры», которые ведутся в гимназии с 2008года, а также блоку дополнительного образования, таких как театральная студия, классические народные и спортивные танцы, студии сценического мастерства, вокального и хорового пения, выразительного чтения.
Огромную роль в развитии духовности и нравственных ценностей гимназистов играет детская организация «ИСТОК». Название организации соответствует направлениям, по которым мы работаем. ИСТОК – это начало, первоисточник культуры нашего народа. ИСТОК – это аббревиатура, означающая команду интеллектуальных, спортивных, талантливых, организованных, культурных ребят. Наши гимназисты стараются подтвердить такую характеристику своими успехами в учебе и в различных видах деятельности, являясь неоднократными призерами городских, республиканских и международных олимпиад и конкурсов. Учителя гимназии гуманитарных и естественных предметов используют элементы православной культуры на своих уроках. Это объясняется особым содержанием этих предметов.

Уроки литературы, истории, музыки, философии, мировой художественной культуры, технологии пронизаны духом православия потому, что учителя несут в себе этот дух. Уроки совести, милосердия, прощения, любви – пронизаны духовностью. Если ученики читают Ивана Шмелева, Достоевского, слушают музыку Рахманинова или изучают русских религиозных философов – они уже живут духом православия, в них формируется ядро подлинной духовности.
При тесном взаимодействии с семьей гимназия формирует у школьников морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни, которые определяют отношение человека к добру, истине, красоте. Духовно-нравственный потенциал православной культуры в образовательном процессе нашей республики только начинает исследоваться и представляет большую актуальность для педагогической практики. Ведь именно православная культура является тем мировоззренческим пластом, той сферой, где религия и образование реализуют свои функциональные возможности в духовно-нравственном становлении личности. Именно православная культура предусматривает связь мировых религий и позволяет тоньше и глубже понять культуру своего народа. Поэтому мы и развиваем в гимназии систему духовно-нравственного воспитания. Основа системы нравственного воспитания отражена в логико-смысловой модели, где рассматриваются задачи духовно – нравственного воспитания, пути их реализации через учебную работу и внеурочную деятельность.
Основным достижением нашей работы является предоставление выбора нашим ученикам участвовать в различных социальных программах, таких как «Мой сосед ветеран», «Помоги другу», «Экология и мы», «День земли», «День матери», «Моя родословная», «Истоки добра», «Все мы разные», «Мэрцишор » «Наши традиции», «День гимназии». Все эти мероприятия ориентированы на развитие у гимназистов миролюбия, доброты, скромности, великодушия, милосердия, чувства долга и трудолюбия, а также воспитание христианского отношения учащихся к миру. Активная подготовка и участие родителей учащихся в данных мероприятиях способствует успешной реализации экспериментального проекта по реализации духовно-нравственного воспитания, который действуют в гимназии уже 3 года..

Целью данного эксперимента являются: расширение историко-культурологического образования и духовно-нравственное воспитание средствами религиозно-познавательного содержания.
В этой связи были поставлены образовательные и психолого-адаптационные задачи:
– изучение православной религиозной традиции;
– изучение истории христианства;
– изучение православной этики;
– выработка этических принципов на основе традиций отечественной культуры;
– формирование представления о культурном и историческом единстве славянских народов и важности сохранения культурно-национального единства;
– духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;
– приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;
– творческое развитие ребенка на основе знаний об отечественной культуре и истории;
– воспитание потребности школьника в творческом участии в жизни Приднестровья, сохранение природы и созидание культуры Отечества.

Гипотеза эксперимента.
Гипотеза эксперимента основана на предположении, что духовно-нравственное воспитание поможет возродить нравственность, национальное традиционное бытие и самосознание, подтвердить культуру нашего народа.

Экспериментальная работа предполагала на первом году обучения:
– подготовительный этап преобразования воспитательной системы (май-август) с целью проанализировать и зафиксировать реальное социокультурное окружение, в котором работает школа;
-начальный этап преобразования воспитательной системы (сентябрь-ноябрь) с целью адаптировать ученический и педагогический коллективы, родительскую общественность к условиям деятельности школы в рамках обновленной воспитательной системы.
– основной этап преобразования воспитательной системы (ноябрь- апрель) с целью добиться функционирования воспитательной системы нового типа.
– обобщающий этап преобразования воспитательной системы (апрель-май) с целью создание единого образовательного пространства, в котором учебно-воспитательный процесс выступает как единая система деятельности, направленная на получение общезначимого конечного результата: обобщение опыта работы по моделированию и построению воспитательной системы.
На данном этапе
I. Курс ОПК в гимназии изучает 181 ученик. Из них изучают ОПК в начальных классах 92 ученика, в 5-9 классах – 61 учеников, в 10-11 классах – 48 учеников. В 2008-2009 на факультативном курсе занималось 236 учеников в 2009-2010 – 185 учеников. Изменение колличественного состава произошло за счет выбытия учащихся за пределы ПМР и в другие школы города Рыбница. Курс ОПК читает 1 педагог: в 1-11 классах – Арнаут Л.С. учитель I категории. Учитель прошел курсовую подготовку при ГИРО в 2008, 2009 году.
II. Какое у нас методическое, материально-техническое обеспечение факультативного курса
«Основы православной культуры»?

1. Концепция и программа учебного предмета «Православная культура» 1-11 годы обучения под редакцией Шевченко Л.А.
2. Концепция духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Приднестровья под редакцией А.Я.Данилюка, М.Я.Макаровой, С.К.Турчак
3. Методическое пособие для учителя под редакцией Шевченко Л.А. (1, 2, 5 год обучения)
4. Наглядное пособие «Иллюстрации» (1, 2, 5 год обучения) под редакцией Шевченко Л.А.
5. Учебное пособие для учащихся (в 2-х книгах) (1, 2, 5 год обучения) под редакцией Шевченко Л.А.
6. «Уроки нравственности» (1, 2 год обучения) Т.А.Мельникова
7. Материалы к республиканскому методическому семинару «Духовно-нравственное воспитание в условиях модернизации системы просвещения» (авторы составители М.Я.Макаровая и С.Я.Турчак – 2008г)
8. Видео фильмы: «Закон Божий», «Библия», «Секты» – 4 части, «Жизнь на горе Афон», «И упало семечко», «Земное и Небесное», «Паломничество в Вечный город», библейские притчи, видео ролики уроков по МХК, по ОПК, классных часов, праздников по нравственному воспитанию.

а) Кабинет №1 «Кабинет искусств». Оснащен: выставка работ учащихся (формат А3, А4; рамка, стекло); стенд «Православная культура: 10 заповедей, православные праздники, история «Михайло-Архангельского собора» в г. Рыбница, библейские высказывания».
б) Кабинет №30 «Центр дистанционного обучения». Оснащение: 11 компьютеров, проектор, интерактивная доска, видеотека

III. Для организации и работы эксперементального проекта у нас в гимназии проводятся следующие мероприятия:
а) Педагогический совет 2008 год – «Ведение факультативного курса Основы православной культуры»

б) Педагогический совет 2009 год – Отчёт по ведению факультативного курса «Основы православной культуры в гимназии» и продолжение курса 2009-2010 учебном году

1.Совещание при директоре:

2010 – Отчёт по ведению факультативного курса «Основы православной культуры в гимназии»; и продолжение курса 2010

2. Заседания Совета по реализации экспериментальной программы «Основы православной культуры в 2010-2011г»:
а) Нормативно-правовые основы духовно-нравственного воспитания в ПМР.
б) Духовно-нравственное воспитание в контексте интеграции учебной и внеучебной деятельности гимназистов.
в) Оценка результатов изучения курса «Основы православной культуры».

3. Наши педагоги учавствовали во 2 республиканском съезде православной молодёжи г.Дубоссары
• Директор МОУ «Рыбницкая русская гимназия №1» г- Ганзелюк Р.Л.
Выступление на пленарном заседании «Духовно-нравственное воспитание гимназистов в гимназии»
• Преподаватель ОПК МОУ «Гимназия№1» – Арнаут Л.С.
Выступление в секционном заседании , доклад на тему: « Нравственное воспитание в условиях учебно-воспитательного процесса», презентация проекта: «Дети пишут письмо к Богу».
4. Участие в городских МО. Выступление учителя по ОПК Арнаут Л.С. – СШ № 6, доклад на тему: «Нравственное воспитание в условиях учебно-воспитательного процесса»

5. «Формирование здорового образа жизни, как социальная проблема современного общества» – Г.А.Письменная, учитель биологии высшей категории (выступление, статья) – IV международная НПК «Рыбница православная»

6. «Духовно нравственный потенциал православной культуры в образовательном пространстве гимназии» – выступление директора Ганзелюк Р.Л. – IV международная НПК «Рыбница православная».

7. Выступление зам. по Драбашевской И.В. на НПК «Михайло-архангельские чтения –«Особенности развития личности одаренного ребенка».

8. Выступление учителя истории Скрипник Н.Е . на НПК «Михайло-архангельские чтения» – «Формирование гражданственности и роль православия».

9. Разработка учителем Арнаут Л.С. уроков для методички по ОПК: «Вера. Отечество. Воинство» (9-11 классы), «Символы веры. Заповеди» (9-11 классы), учитель Арнаут Л.С.

10. Создание ролика – DVD, «Письма к Богу» (молитвы, просьбы, пожелания детей с 1-11 класс);

11. Создание ролика – DVD, «Путь длиною в…» (история родного края – г. Рыбница, история Михайло-Архангельского собора)

12. Участие во 2 туре НПК секция «Краеведение», тема: «Путь длиною в…» – 3 место, учитель Арнаут Л. С.

13. Классные часы:
• «Колокольчики добра» (1-4 классы)
• «Слово о родном крае» (1-11 классы)
• « От нравственного здоровья к физическому» (5-11 классы)
• «Самый человечный человек» (7-8 классы)
• «Истоки мудрости» (9-11 классы)
• «Счастье – жить» (9-11 классы)
• «Поговорим еще раз о любви» (9-11 классы)
• «Самое почетное звание – мама» (10-е классы)
• «Если с другом вышел в путь….»

14. Акции:
• «Рождество вместе» (1-11 классы)
• «Твори добро»
• «Милосердие»
• «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой»
• «Наш сосед – ветеран»

15. Творческие дела:
• Интеллектуально-спортивный конкурс ИСТОК
• Фольклорный праздник «Мэрцишор» (участие в городском конкурсе)
• Конкурсы рисунков: «Рыбница православная», «Салют, Победа!»

16. Республиканские конкурсы

• «Лучшая мама на свете» (4 призовых места) учитель Арнаут Л.С.
• «Роль Российской империи в становлении ПМР», учитель Арнаут Л.С.
• «Реформы Столыпина», исследовательская работа, учитель Арнаут Л. С.

17. Взаимопосещение уроков по ОПК

• Посещение уроков по ОПК.
• Посещение внеклассного мероприятия -3 классы «Этих дней не смолкнет слава»
• Участие в «Неделе кафедры». Тема урока: «Небесные воины» – 5 класс – Арнаут Л. С.
• Круглые столы – заседания творческой группы по ОПК, СШ № 6
• Участие в семинаре в г.Дубоссары
Изучение ОПК организовано только на добровольном желании родителей и учащихся, что позволяет избежать многих спорных вопросов по преподаванию предмета «основы православной культуры» в гимназии. Педагоги, читающие этот курс придерживаются таких рекомендаций как:
• Признание прав каждого ученика на собственные убеждения и мнения
• Учет индивидуальных особенностей учащихся, знаний семьи
• Учебный материал о православной культуре должен быть доступным и соответствовать должностным особенностям учащихся
• Каждое слова, термин, понятие должны быть объяснены учащимся, так как в православной культуре много новых понятий.
• Оценка знаний учащихся должна быть символична
• Личностные пристрастия, ориентиры учителя в отношении той или иной культуры не должны ставиться во главу угла и навязываться ученикам, учитель должен правильно понимать задачи религиозной культуры
Педагогами отмечено, что в ходе обучении ОПК учащиеся все чаще проявляют уважительное, доброжелательное отношение друг к другу, желание считаться с интересами окружающих, у большинства детей проявляется чувство самокритичности, чувство долга и ответственности, формируется общая культура учащихся.
Родители в своих анкетах отмечают:
• Уроки ОПК учат доброте, нравственности, ребенок получает знания, которые помогают ценить заботу ближних и самому заботиться о них.
• Стали уважительней относиться к старшим.
• Стали с пониманием относиться к окружающим людям, с большим желанием посещают храм.
• Уроки ОПК формируют православные взгляды.
• Положительное влияние ОПК заключается в формировании гумманных взглядов и духовно-нравственных начал, дети становятся добрее.

Что говорят сами дети об изучении основ православной культуры:
• Уроки по ОПК помогают не столь агрессивно смотреть на окружающий мир, учат терпению и смирению
• Я стала более сдержанной, улучшились отношения с родителями и друзьями
• Занятия ОПК помогают мне обогатить свою духовную культуру
• Я узнал много о христианских праздниках
• Интересно узнать, как впервые возникла икона, что должен сделать человек, прежде чем написать икону
• Я получила знания о своей православной вере, узнаю много нового о библии, истории возникновения православия, церкви
• Нравится наглядно с помощью компьютера изучать интересные темы по православию, рассматривать изображения церквей, икон
На вопрос как часто и с кем вы ходите в церковь, мы получили такие ответы:
• В церковь хожу с родителями на праздники
• Хожу с родителями и легко ориентируюсь в церкви, знаю название всех икон
• Стараюсь посещать часто, так как считаю, что это может исцелять тебя духовно
• Хожу в церковь с командой перед каждым соревнованием
• Не часто только по большим православным праздникам с семьей
• Каждое воскресенье с бабушкой, хорошо ориентируюсь в церкви, знаю, куда ставить свечи, знаю все иконы
• Хожу в церковь с семьей, могу свободно общаться с взрослыми на тему православия
• Хожу часто с моими братьями и сестрами
Оценивая положительные результаты, полученные в ходе экспериментальной деятельности, мы наблюдаем стабильную динамику по изучению предмета «Основы православной культуры». Данные свидетельствуют о том, что учащиеся гимназии хотят знать историю Отечества, уважают исторический и духовный опыт истории Приднестровья. Проанализировав опыт работы по ведению факультативного курса «основы православной культуры» коллектив гимназии пришел к убеждению, что для формирования у учащихся образа мира, как образа жизни на земле, развитие национального самосознания, воспитания милосердия изучение «основ православной культуры» – необходимо . Ведь именно православная культура является тем мировоззренческим пластом, той сферой, где религия и образование реализуют свои функциональные возможности в духовно-нравственном воспитании личности. Изучение факультативного курса должно выступать как фактор адаптации ребёнка в обществе, как основа воспитания будущего гражданина, патриота, знающего и уважающего законы ПМР, права и свободы других граждан, как средство удовлетворения образовательных, познавательных, творческих, ценностных и социокультурных потребностей личности учащегося.

Думаю, что именно воспитательное поле должно довести партнерство церкви и школы до уровня активного сотрудничества, где каждой из сторон отведена собственная роль, и где каждая из сторон имеет уникальный потенциал. Церковь (вместе с семьей) воспитывает нравственность, формирует внутренний мир, стыд и совесть. Школа (вместе с семьей) воспитывает адекватное социальное поведение, формирует умение солидарного взаимодействия, чести и достоинства.
В завершении хочу сказать, что воспитание и обучении у нас в гимназии опирается на воспитание нравственных качеств гимназистов и правильного понимания мира «Бог есть, пока он есть в нас», а также на замечательные слова Бориса Изревского «Не убить в себе зверя до толе, пока не научимся понимать: человека рождает не мать, а ощущение чужой боли».

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.