Работа республиканской экспертной площадки “Введение и апробация новых образовательных стандартов”.



Увеличить презентацию

Новые и «старые» стандарты образования
(сравнительные характеристики)

Сравнительная характеристика старого и нового стандарта.

Как и в предыдущем Государственном стандарте базового и полного общего среднего образования, в новом основной целью учебно – воспитательного процесса является всестороннее развития личности ученика.

В новом стандарте более точно формулируются основные принципы. Это принципы личностно ориентированного, компетентностного и деятельностного подходов, которым дается полное определение.

Личностно-ориентированный подход
Направленность учебно – воспитательного процесса на взаимодействие и плодотворное развитие личности педагога и его учеников на основе равноправия в общении и партнёрства в обучении.

Деятельностный подход
Направленность учебно – воспитательного процесса на развитие умений и навыков личности, применение на практике полученных знаний по разным учебным предметам, успешную адаптацию человека в социуме, профессиональную самореализацию, формирование способностей к коллективной деятельности и самообразованию.

Компетентностный подход
Направленность учебно – воспитательного процесса на достижение результатов, которыми являются иерархично упорядоченные ключевая, общепредметная и предметная компетентности.

Конкретизировано понятие «компетентностность» и «компетенция».

Компетенция – общественно принятый уровень знаний, умений, навыков, отношений в определённой сфере деятельности человека.
Компетентностность – приобретённая в процессе обучения интегрированная способность ученика, которая складывается из знаний, умений, опыта, ценностей и отношений, которые могут целостно реализовываться на практике.

В стандарте определены ключевые и предметные компетентности.

Ключевые компетентности
Умение учиться, общаться на государственном, родном и иностранном языке, математическая и базовая компетентность в области естествознания и техники, информационно – коммуникативная, социальная, гражданская, общекультурная, предпринимательская, здоровьесберегающая компетентностности.

Предметные компетентности
Коммуникативная, литературная, творческая, межпредметная эстетическая, естественно – научная, математическая, проективно – технологическая, информационно – коммуникативная, обществоведческая, историческая, здоровьесберегающая.

Учебные программы:
1. Старые образовательные стандарты
Работа по стандартным программам без внесения изменений.
Родители не могли непосредственно влиять на содержание учебных программ
2. Новые образовательные стандарты
Школы самостоятельно формируют учебную программу на основе примерного учебного плана, учитывая в том числе и пожелания родителей учащихся

Результативность обучения:
1. Старые образовательные стандарты
Раньше узнать об успеваемости можно было посмотрев текущие и итоговые оценки
2. Новые образовательные стандарты
У каждого ученика помимо отметок собрано портфолио, где кроме отметок собраны достижения – грамоты, дипломы, результаты тестов

Роль учителя:
1.Старые образовательные стандарты
Роль учителя сводится к тому, чтобы начитать учебный материал и проверить, насколько точно дети его выучили
2. Новые образовательные стандарты
Учитель мотивирует школьников к самостоятельному изучению темы, корректирует его действия, участвует в обсуждении, ищет
способы, чтобы включить в работу каждого. Здесь учитель одновременно тренер и судья.

«Внеурочная деятельность»
1. Старые образовательные стандарты
Не было понятия «внеурочная деятельность» Большинство детей предоставлены сами себе.
2. Новые образовательные стандарты
Дети сами выбирают, чем хотят заниматься в это время – посещать творческие кружки и спортивные секции или участвовать в научных семинарах и ходить на экскурсию

Современные технические средства:
1. Старые образовательные стандарты
Роль техники сводилась к минимуму. Компьютеры использовались только на уроке информатики
2. Новые образовательные стандарты
Дети с первого класса учатся применять полученные знания на практике. В этом им помогают – компьютер, интерактивная доска, цифровые измерительные приборы, фотоаппараты и видеокамеры

Использование компьютера:
1. Старые образовательные стандарты
Азы компьютера осваивали вне школы. Все классные работы выполнялись только от руки.
2. Новые образовательные стандарты
Уже в первом классе наряду с традиционным чистописанием школьники учатся клавиатурному набору текста

Индивидуальные формы работы:
1. Старые образовательные стандарты
Практические задания ограничивались лабораторными работами. Ни о каких других школьных проектах не было и речи.
В старом стандарте применялись понятия: «имеет представление», «знает», «умеет».
2. Новые образовательные стандарты
Начиная с 1-го класса ученики углубляют свои знания по предмету и отрабатывают новые навыки с помощью индивидуальных школьных проектов

В новом стандарте для описания предметных компетентностей используются такие ключевые понятия: «знает и понимает», «умеет и применяет», «проявляет отношение и оценивает».

Одна из задач – научить ребенка самостоятельно определять проблему, планировать свои действия, научить ребенка самостоятельно определять проблему, планировать свои действия, искать пути решения, доказывать и отстаивать свою точку зрения.

Таким образом, основной целью учебно – воспитательного процесса становиться формирование умения применять полученные знания и навыки в различных сферах жизнедеятельности, поиск путей интеграции в социокультурную и природную среду.

Если в предыдущем стандарте основная школа должна была обеспечивать базу, которая формировала у учеников готовность к выбору и реализации путей дальнейшего получения образования, то в новом – готовность к выбору профессии и реализации путей дальнейшего образования.

Структура урока при системно-деятельностом подходе
(урок-введение новых знаний)

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Данный этан процесса обучения предполагает осознанный переход обучающих в пространство учебной деятельности.
С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:
1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»),
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения и учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я — идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и пробное учебное действие
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает.
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний, и их обобщение;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций;
3 ) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» – «могу» «хочу») и его самостоятельное осуществление;
4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения
На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:
1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;
2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Целенолагание и построение проекта выхода из затруднения
На данном этапе учащиеся определяют цель урока – устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.
5. Реализация построенного проекта
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Нa данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
“Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждою (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение
1) Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).
2) Актуализация и пробное учебное действие.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.
На данном этапе выявляются границы применимости новою знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходи т, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Используя требования к составлению плана урока, можно приготовить занятие в соответствии с другими уровнями деятельностного метода обучения.

Схема анализа урока по системно-деятельностному подходу
в образовательном процессе.
Класс
Предмет
ФИО учителя
Тема урока

 

 

№ п/п Этапы урока Баллы (по 5)

1

1. Постановка цели урока;

  1. Как прослеживается реализация поставленной цели.

2

Организация урока:

1. структура урока;

2.этапы урока и их логическая последовательность;

3.соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.

3

Мотивация

4

Соответствие урока современным требованиям

5

Содержание урока;

1.Научность освещения материала на уроке и его соответствие возрастным особенностям;

2.Соответствие содержания требованиям программ;

3.Связь теории с практикой с целью развития познавательной активности и самостоятельности;

4.Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи;

6

Методика проведения урока:

1.Способы деятельности учащихся;

2.Постановка проблемных вопросов;

3.Создание проблемной ситуации;

4. Разнообразие методов, применяемых на уроке;

5.Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся;

6.Применение диалоговых форм общения;

7.Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний обучающихся;

8.Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы;

9.Использование наглядного материала для эмоциональной поддержки учащихся;

10. Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

7

Психологические основы урока:

1.Реализация развивающей функции обучения;

2.Чередование разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности;

3.Наличие психологических пауз, эмоциональной разрядки

8

Домашнее задание:

1 .Оптимальный объём, доступность и инструктаж,

2.Дифференциация, предоставление права выбора;

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.