Доклад «Использование современных технологий при реализации новых стандартов в начальной школе»

Зав. ИЦ МОУ «Рыбницкая русская гимназия 1»

Р.Л. Ганзелюк 

В  МОУ  «Рыбницкая русская гимназия 1» прошел семинар на тему: «Использование современных технологий при реализации новых стандартов  в начальной школе» . На семинаре присутствовало 30 педагогов и зам. директоров начальных классов города Рыбница  и Рыбницкого района.

Сегодня, как никогда, необходимость оптимизации образования осознаётся обществом как актуальная задача. Новый стандарт (ГОС) – это один из основных элементов модернизации образования, обеспечивающий развитие системы образования согласно запросам личности и семьи, ожиданиям общества и требованиям государства.
. В Республике новый стандарт внедряется с 2009 года.
Проведения апробации стандарта в ПМР делится на три этапа:
Первый этап – 2009-2010 учебный год: информационно-просветительский.
Второй этап – 2010-2014 учебный год: апробация в школе первой ступени
Третий этап – 2013-2014 учебный год: завершающий. Подведение итогов
Полное завершение введение новых стандартов планируется в начальной школе в 2017-2018 учебном году.

С 2013-2014 учебного года МОУ «Рыбницкая русская гимназия № 1» включена в Республиканский эксперимент по введению новых образовательных стандартов в начальной школе.
Предварительной работой нашего учреждения было получение объективной информации о степени готовности гимназии к введению новых образовательных стандартов. Была проведена оценка состояния и эффективности деятельности в рамках подготовки к введению ГОС, создан информационный банк данных о готовности .
Установив, что гимназия имеет достаточный уровень готовности, провели мониторинг среди педагогов начальной школы с целью определения их мнения относительно введения новых стандартов. Мониторинг проходил в два этапа. Анализ анкет позволил выявить, что педагоги знакомы с документами, регламентирующими введение ГОС, знают основные отличия ГОС второго поколения, роль каждого из участников образовательного процесса при организации перехода на ГОС.
Было проведено анкетирование «Самоанализ деятельности педагога», которое позволило собрать информацию о владении учителями современными образовательными технологиями, методиками и их эффективном применении в практической деятельности, об инновационной и методической деятельности педагогов, о их работе по распространению собственного опыта и результатах труда. Анкетирование позволило выявить учителей, готовых участвовать в эксперименте и ими оказались все учителя начальных классов гимназии.
Что же такое государственный образовательный стандарт?
. Государственный образовательный стандарт – это совокупность трех систем требований:
– требований к результату образования,
– требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),
– требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).
Стандарт второго поколения представляет собой общественный договор: семья, общество, государство.
И если в старом Стандарте детально описывалось содержание образования темы, дидактические единицы, то в новом Стандарте содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам:
– метапредметным (это-освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями);
– личностным это-готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности);
– предметным (это-освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элеметов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира).
Мы знаем, что образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий .
Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Результат образования, прописанный в стандарте – дифференцированный. Базовый, обязательный уровень описан в блоке «Выпускник научится…». Поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей учащихся, освоение ими образовательной программы может выходить за рамки базовых знаний (по глубине освоения, по широте охвата), поэтому определен также повышенный. Он описан в блоке планируемых результатов «Выпускник получит возможность научиться…».
Таким образом, каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов. Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результата образовательной деятельности.
В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи, поэтому первой особенностью психолого–педагогического сопровождения стандарта является то, что процесс обучения предлагается строить на действительно демократической основе. Вторая особенность заключается в том, что основной целью образования становится развитие личности учащегося. Третья особенность – его целостная теоретико–методологическая основа.
Целью психолого-педагогического – сопровождения является создание условий для формирования у учащихся универсальных учебных действий, обеспечивающих готовность ребенка к обучению.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина ПМР.
А также в Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы.
– любящий свой народ, свой край и свою Родину;
– уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
– любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
– владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
– готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
– доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
– выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Одним из приоритетов стандарта является здоровье. «Это еще не все, но все без здоровья – ничто», – гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья.
Также в Государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. В условиях, когда объем информации удваивается как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. На уроках, во внеурочной деятельности основное внимание уделяется развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Практическая направленность уроков, занятий позволяет учителям создавать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания информации, самоконтроля, адекватной самооценки, умения сотрудничать и т.д.
КАК УЧИТЬ ПО НОВЫМ СТАНДАРТАМ?
На сегодняшний день образовательные программы, учебники, количество часов остаются прежними.Если сравнить учебные планы по новым и «старым» стандартам, то мы видим, что количество предметов, учебных часов одинаковое. Изменился подход к их изучению. По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. Поэтому основные требования нового стандарта – это формирование и развитие у ребенка тех или иных навыков, компетенций.
Если, к примеру, говорить о математике, то первоклассник учится оценивать количественные и пространственные отношения, он использует эти знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений. Этого не следует бояться и воспринимать как чрезмерную нагрузку. Знания он получает, по сути, те же самые, но не как абстрактный набор далеких от его интересов фактов, а с пониманием, зачем ему это надо знать, где и как это можно применять. То есть он не просто учится считать 2+2, а понимать: что такое число, сколько это, много или мало, умеет это проговаривать, правильно задает вопросы.
Вот этому мы и обязаны учить, начиная с первого класса. Невозможно от ребенка, который только зубрил, зубрил, зубрил, в старших классах потребовать рассуждений, сравнений, проведения аналогий в истории и литературе, способность написать эссе. Этому нельзя научиться за два года. Этому нужно учиться с первого класса. В этом идея стандартов.
Принципиальная разница новых стандартов в том, что, помимо уроков, появляется вторая половина дня, регламентированная Министерством образования ПМР. Она состоит из пяти основных направлений: спортивно-оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственное. Дополнительная – внеурочная – нагрузка на ребенка – 2 часа в неделю. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору. Теперь у каждого ребенка совместно с родителями появилась возможность выбрать себе интересное дело. В гимназии во второй половине дня ученики получили возможность заниматься по следующим направлениям:
спортивно-оздоровительное (ритмика)
социальное (информатика)
общеинтеллектуальное ( «В мире книги», «шахматы», «веселый английский»;)
общекультурное ( ИЗО, Музыка);
духовно-нравственное (православная культура)
.Вторая половина дня была спланирована нами только после того, как были изучены запросы и образовательные потребности родителей будущих первоклассников с помощью анкетирования При отборе содержания и видов деятельности детей учитывались пожелания родителей, опыт внеурочной деятельности педагогов.
Новый учебный план правильнее будет назвать образовательным. Он включает в себя и учебную, и воспитательную части. А так как по новым стандартам главное – не просто дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать его и в урочное, и во внеурочное время, то и меняются и требования к результатам – это не просто оценка учебы, но и развитие личностных качеств.
Принципиальным отличием новых стандартов является также не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
В соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся. Независимая экспертиза будет направлена на оценку результата образования при переходе четвероклассников на следующую ступень обучения.
Особое место в новой системе оценивания уделено Портфолио. В Портфолио не подлежат оцениванию ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.), характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.), индивидуальные психологические характеристики выпускников начальной школы. Ну а основными направлениями в результате адаптирования новых стандартов являются такие компетенции как:1 Изучать. 2 Думать.3 Искать. 4 Сотрудничать. 5 Приниматься за дело.6 Адаптироваться.
В системе оценивания на начальной ступени обучения в рамках ГОС рекомендуется использовать преимущественно внутреннюю оценку, выставляемую педагогом, которая включает такие методы оценивания, как
– наблюдения за определёнными аспектами деятельности учащихся;
– оценку процесса выявления учащимися различного рода творческих работ;
– оценку результатов рефлексии учащихся (листы самоанализа, протоколы собеседования, дневников наблюдения и т.д.).
Эти методы позволяют отследить как индивидуальный прогресс, так и достижение определённого уровня подготовки каждого ученика.
Для получения более точной и объективной картины недостаточно отслеживать отдельные стороны и проявления способностей учащихся.
Поэтому с целью систематизации и установления порядка фиксации индивидуальных достижений учащихся, объективной оценки достижений результатов освоения основных образовательных программ разработана Карта успешности учащихся начальной школы, включающий такие разделы, как «Мой мир», «Моя учеба», «Моя общественная работа», «Моё творчество», «Мои впечатления» (помещаются творческие работы по итогам посещения экскурсий, выставок, музеев и тд), «Мои достижения», «Отзывы и пожелания» (размещается положительная оценка педагогом стараний ученика). Карта успешности оценивается классным руководителем не реже 1 раза в полугодие, результаты фиксируются в листах наблюдений, отражающих основные достижения каждого ученика обучения в начальной школе
.Мы говорили о том, что Стандарт -совокупность требований при реализации образовательной программы начального образования на данный период. Но чтобы программу реализовывать, ее надо подготовить – написать.
Анализируя содержание новых стандартов, педагоги отмечали совпадение идей стандарта II поколения с собственными идеями, обратили внимание на новый образовательный результат, что ГОС включает не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты, что основной результат образования рассматривается на основе системно – деятельностного подхода. Определив уровень готовности гимназии и педагогов к ведению ГОС, изучив всю нормативно – правовую базу, была организована работа по разработке образовательной программы.
В гимназии была подготовлена в октябре «Образовательная программа основного начального образования МОУ «Рыбницкая русская гимназия №1»», структура которой представлена целевым разделом, содержательным и организационным разделами . На основании образовательной программы разработаны Положения «О внеурочной деятельности», «О домашнем задании», «О системе оценки достижений», «О портфолио
Основными требованиями к условиям реализации основных образовательных программ является: информационно-методическое, материально-техническое, финансовое, кадровое, психолого-педагогическое обеспечение. Мы стараемся выполнять эти требования.
Для реализации эксперимента также:
– определен список учебников и учебных пособий, используемых в соответствии с новыми стандартами
-создан Совет
-проведен анализ кадрового состава
­ разработан план работы по реализации экспериментальной деятельности по внедрению и апробации новых образовательных стандартов в 2013-2014 учебном году
­ создана творческая группа по разработке основной образовательной программы начальной школы
­ разработаны функциональные обязанности участников эксперимента
­ подготовлена вся нормативная и законодательная база
­ ведется работа по изменениям в Уставе
­ разработан план методической работы гимназии, обеспечивающий сопровождение реализации ГОС
­ проведено анкетирование родителей и педагогов по введению новых стандартов
­ разработана структура урока при системно-деятельностном подходе.
­ подготовлены рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению ГОС( начальные классы)
­ подготовлены портфолио 1 класса.
­ ведется работа о единой форме портфолио для всех учащихся гимназии.
­ в августе проведено анкетирование по готовности учителей, работающих по новым стандартам (до этого изучались нормативные документы, разработанные и в МП, и в ПГИРО и ,естественно, России.)
-учителя и администрация прошли курсы по новым стандартам). –
-по результатам первой недели первоклассников в школе было проведено анкетирование по адаптации учащихся в рамках новых стандартов.
-работники гимназии участвовали в семинарах и конференциях, которые были проведены на базе УНО, ПГИРО и МП ПМР. Это такие как: «Условия достижения нового образовательного результата средствами УМК, реализующими республиканский компонент»(05.11.2013), « Основная образовательная программа начального общего образования: проблемы разработки и механизм реализации»(09.01.2014), «Методическое проектирование в условиях ГОС НОО ПМР»(январь 2014), « Новые стандарты общего и профессионального образования- путь к системным изменениям в сфере образования ПМР). –была проведена проверка МП ПМР и ГИРО по введению новых стандартов
– также, в декабре проведено анкетирование родителей и педагогов, участвующих в апробации ГОС ПМР.
-Педагоги гимназии активно используют здоровьесберегающие технологии, среди них: адаптивная технология, технологии развивающего и проблемного обучения, технология творческих мастерских, технология личностно ориентированного обучения, учителя гимназии имеют большой опыт экспериментальной работы, способны к инновационной деятельности,80% педагогов являются активными пользователями информационных технологий, владеют основными инструментами пользователя ,мультимедийными информационными источниками, ИКТ-средствами. Наблюдения за работой учителей на уроках свидетельствуют: учителя обладают определенным уровнем подготовки, выстраивают учебный процесс по принципу: «ученик-субъект» учебной деятельности; уроки, внеурочные занятия в пилотных классах проходят в интерактивном режиме.
Участники эксперимента (учителя 1-х классов) нашли дидактические, методические и диагностические материалы, усилия сосредоточили не на формирование набора знаний в головах учеников, а на развитие их умений действовать в разных ситуациях, применять знания в жизни. Педагоги школы начали апробацию системы развития общеучебных умений как целевых ориентиров образовательного процесса в рамках перехода на новые стандарты.

Для работы эксперимента, гимназия располагает определенной материальной базой.

Но в результате работы по апробации Новых стандартов выявлены следующие проблемы:
– материальная база( компьютеры, множительная техника, проекторы, различные учебные игры , канцтовары)
– учебники (наличие и вариативность)
– наполняемость классов;
-четко выработанная система оценки
– дополнительное финансирование учителям, участвующим в эксперименте;
Для того, чтобы эксперимент имел положительные результаты, я считаю, должна быть выработана модель образования ориентированная на успех, так как стандарт нового поколения также ориентирован на успех.
Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности еще не обеспечат выполнения задач стандарта.
Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.
И я хочу закончить свое выступление высказыванием Уильяма Уорда: «До цели четыре шага: планируйте целенаправленно, готовьтесь молитвенно, действуйте положительно и добивайтесь неустанно» и тогда все у нас получится.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.