Психолого-педагогическое сопровождение ГОС (начальная школа)

В начале было слово… А вслед за ним появился и тот, кто поднял это слово к свету и понес его через столетия, зажигая яркие лампады детских душ…
Особенности стандарта
Первая особенность стандарта в том, что впервые процесс обучения предлагается строить на действительно демократической основе.
Вторая особенность – заключается в том, что основной целью образования становится развитие личности учащегося.
Третья особенность — его целостная теоретико-методологическая основа. Прежний стандарт, безусловно, тоже базировался на определенном представлении о человеке, об обществе и строился с учетом развития педагогических наук, педагогических технологий
Цель психологического сопровождения: создать условия для формирования у учащихся универсальных учебных действий, обеспечивающих готовность ребенка к обучению.

Задачи:
1. Сформировать условия внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности.
2. Обеспечивать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
3. Развивать коммуникативные качества личности школьника.
4. Способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся.
Личностные действия
Сформированность внутренней позиции школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
Регулятивные действия
Овладение всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Познавательные действия
Формирование умений пользоваться знаково-символическими средствами, действием моделирования, широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Коммуникативные действия
Способность учитывать позиции собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание.
Требования к методикам:
1. Измерять универсальные учебные действия.
2. Полученная в результате обследования информация должна быть не только констатирующей, но и ориентирующей психолога в причинах возможной несформированности личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных действий.
3. Быть экономичной по форме проведения и затратам времени.
Материалы для диагностики сформированных УУД
Виды универсальных учебных действий
Личностные универсальные учебные действия
-Самопознание и самоопределе ние.Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего
-Смыслообразование. Действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями
-Нравственно-этическое оценивание.Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках
Регулятивные универсальные учебные действия
Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью по средствам постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения материала
По знавательные универсальные учебные действия
Общеучебные универсальные действия.
Выделение учебной деятельности, информационный поиск, знаково-символическое действие, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность, выбор эффективных способов решения
Универсальные логические действия.
Анализ, синтез, классификация, сравнение, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез, доказательств
Постановка и решение проблем.
Формулирование проблем, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникация как взаимодействие.
Учет позиции собеседника, понимание, уважение к иной точке зрения, умение обосновывать и доказывать собственное мнение
Коммуникация как операция.
Действия обеспечивают возможности эффективно сотрудничать с учителем, так и со сверстниками: умение планировать и согласовано выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться
Коммуникация как условие интериоризации.
Умение задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу
Социально – психологическое сопровождение
Цель подготовительного этапа:
1. сокращение адаптационного периода будущих первоклассников;
2. выявление готовности их к обучению;
3. создания групповых и индивидуальных консультаций родителям будущих первоклассников с целью сообщения информации об организации жизни ребенка перед началом школьных занятий;
4. консультативная работа «В помощь педагогу».
Цель психологического сопровождения:
1. сохранение эмоционального благополучия и психического здоровья детей;
2. интеллектуальная готовность;
3. мотивационная готовность;
4. волевая готовность;
5. коммуникативная готовность.
Задачи первого этапа:
1. Проводить психологическую диагностику сформированности универсальных учебных действий школьников с целью выявления трудностей в обучении, поведении и общении с педагогами и сверстниками.
2. Организовать методическую работу педагогов, направленную на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленных в ходе наблюдения за детьми впервые недели обучения.
3. Организовать психологическую поддержку школьников в урочное и во внеурочное время.
4. Консультировать и просвещать родителей первоклассников, знакомить взрослых с основными трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи детям.
Задачи второго этапа:
1. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам обучения и общения с отдельными школьниками.
2. Организация групповой психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении, поведении и общении с педагогами и сверстниками.
3. Назначение индивидуального и группового консультирования и просвещения родителей по результатам отслеживания адаптации первоклассников.
Выводы:
1. следует признать необходимость педагогических интерпретаций, полученных медицинских, психологических, дефектологических данных, что требует выстраивания индивидуальных планов развития каждого ребенка;
2. не менее важна преемственность вертикальная, предполагающая сопровождение детей на всех этапах становления и развития от детского сада до старшей школы

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.